Развитие одарённости детей через дополнительное образование
Одним из основных направлений развития общего образования является развитие системы поддержки талантливых детей. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Для выявления и поддержки талантливых детей нами была разработана программа
«Одарённые дети», рассчитанная на работу с детьми от 2 до 7 лет.
Целями работы педагогов с одарёнными детьми являются:
• Выявление одарённых детей;
• Создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Для реализации первой цели нами решались следующие задачи:
1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми. Реализуя данную задачу, были проведены педагогические часы по темам: «Одарённые дети», «Методы выявления одарённых детей», «Психологические особенности одарённых детей».
2. Проведение целенаправленных наблюдений за учёбой и игровой деятельностью воспитанников для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности путём:
• Обсуждения критериев позволяющих судить о наличии одарённости;
• Знакомства с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения;
• Выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
• Периодического сбора сведений среди узких специалистов о проявлении различных видов одарённости у воспитанников.
Результат реализации данной задачи - создание банка данных одарённых детей.
3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одарённости, в единстве с такими видами деятельности как:
• Знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
• Проведение различных конкурсов, праздников, выставок, спортивных соревнований позволяющих ребёнку проявить свои способности.
В результате реализации данной задачи происходит пополнение и уточнение банка данных одарённых детей.
Для реализации второй цели нами решались следующие задачи:
1. Отбор среди различных систем обучения и воспитания тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности, творчества, и применение этих методов и приёмов.
В рамках реализации данной задачи были даны консультации «Организация поисково-исследовательской деятельности в детском саду», «Создание уголков Экспериментирования», «Метод проектов».
2. Проявление уважения к индивидуальности ребёнка, что в частности, предполагает:
Понимание особенностей развития одарённого ребёнка;
Составление педагогом – психологом программы личностного развития воспитанника, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважению к себе, умению взаимодействовать со сверстниками, развитию чуткого отношения к людям;
Стремление избежать в работе с одарёнными детьми двух крайностей – возведение ребёнка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, с одной стороны, а с другой – публичного принижения достоинства или игнорирования успехов во время борьбы со «Звёздностью».Данная задача является постоянной и работа над ней осуществляется в течение реализации программы «Одарённые дети».
Дополнительное образование в 2010 -2011 учебном году было представлено следующими направлениями:
Направление | Название кружка |
Художественно - эстетическое | «Веснушки», «Волшебный сундучок», «Этика», Театральная студия «Вдохновение» |
Физкультурное | «Будь здоров», Хореографический коллектив «Смайлики» |
Коррекционное | «Выразительное чтение» |
Познавательное | «Весёлые клеточки» |
Работа по данным направлениям позволяет учитывать и развивать различные интересы и способности детей, тем самым удовлетворяя потребность родителей во всестороннем развитии детей. Все кружки работают бесплатно, во вторую половину дня. Охват воспитанников дополнительным образованием в 2010 – 2011 учебном году составлял - 75%.
Результаты работы
Воспитанники группы «Золотой ключик» воспитатели Пикулина Людмила Ивановна, Волобуева Елена Александровна.
II Городской фестиваль «Хрустальный ключик»
|
Номинация «Топотушки»
хореографический коллектив «Смайлики»
14 воспитанников - 3 место
Руководитель Агаева Эльвира Анатольевна
|
Номинация «АБВГДейка»
Томак Снежана – 2 место
Руководитель Задорина Елена Ивановна
Стихотворение «Победа» Е. Трутнева
|
|
Номинация «АБВГДейка»
Щетинников Павел - 1 место
Руководитель Рехлова Галина Константиновна
Стихотворение «Сила воли» С. Михалков
|
|
Номинация «Смешарики»
Театральная студия «Радуга» - 3 место 7 воспитанников
Руководители Давыденко Ирина Владимировна, Певнева Светлана Григорьевна
Сказка «Репка»
|
|
Номинация «АБВГДейка»
Горелова Юлия, Гейль Егор – 1 место
Руководитель Гальцова Маргарита Александровна
Стихотворение «Давайте дружить» И. Мазнина
|
|
Номинация «Пестрые ладошки»:
Панина Дарья, Романова Эльвира,
Малюкова Алина, Степанова Екатерина – 3 место
Руководитель Давыденко Ирина Владимировна
|
Номинация «Пестрые ладошки»
Ильящук Елизавета, Гейль Егор – 3 место
Гальцова Маргарита Александровна, Курунакова Анна Владимировна
|
|
Номинация «АБВГДейка»
Горелова Юлия, Гейль Егор – 1 место
Руководитель Гальцова Маргарита Александровна
|
Номанация «Домисолька»
Степанова Екатерина – 2 место
Руководитель Певнева Светлана Георгиевна
|
|
Казанжи Карина, Юносов Саша – 1 место
спортивный праздник «Вместе весело шагать»
Тренер Дзалба С.И.
|
|